«Кто убил Лору Палмер?»
Дэвид Линч и (пост)советская культура и кино
DOI:
https://doi.org/10.17892/app.2025.00020.381Ключевые слова:
Дэвид Линч, Андрей Тарковский, Алексей Балабанов, Франц Кафка, Твин Пикс, Синий бархат, Волшебник страны Оз, постсоветское кино, чернуха, мыльная операАннотация
21 января 2025 года скончался выдающийся американский режиссёр Дэвид Линч. Его смерть вызвала волну размышлений о значении его творчества для американской культуры и кинематографа. Однако в большинстве таких откликов почти не упоминается популярность Линча в России. Настоящая статья рассматривает российское наследие Линча. Что означало имя «Дэвид Линч» для последнего поколения советских режиссёров в 1970–80-х годах и для первого поколения постсоветских кинематографистов в 1990-е? Как советское кино, находившееся в стадии поздней трансформации, могло повлиять на становление самого Линча? И почему Твин Пикс вызвал столь бурный отклик в России начала 1990-х?
Статья начинается с анализа обратной связи творческого влияния между Линчем и двумя ключевыми фигурами позднесоветского кино: Андреем Тарковским и Алексеем Балабановым. Далее рассматривается феномен Твин Пикса в России: утверждается, что столь сильное внимание объясняется тем, что сериал объединил два господствующих жанра постсоветской культурной среды — т.н. чернуху и мыльные оперы. В заключение анализируется восприятие Линча в эпоху Владимира Путина после выхода Твин Пикс: Возвращение (2017), при этом подчеркивается параллель между мрачной тональностью нового сезона и переходом российского общества от «сумасшедших» 90-х к дистопическим 2010-м.

Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Аппаратус. Кино, медиа и цифровая культура Центральной и Восточной Европы

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.